О чистке и промывке инжектора
Многие из живущих ныне прекрасно помнят "перестроечные" времена, когда, словно по мановению былинного богатыря встала из-под земли "рать несметная" всякого рода магов, колдунов, чародеев, ясновидящих, экстрасенсов и прочих "целителей". Как половина страны вертела головами перед телеэкраном, воду в банках ставили "для накопления заряда". Особо рьяные прислонялись к экрану различными частями тела.
Наверное, читающему уже смешно. Тогда представим, сколько на всём этом намыто денег. Ну вот. Уже не смешно.
Теперь вспомним, как некто сделал себе состояние, продавая какую-то карманную шнягу, якобы поглощающую излучение от мобильников. Конечно это тоже смешно, но люди-то на это велись, напрочь забыв школьную физику. Данный факт в очередной раз подтверждает, что всеобщее образование в нашей стране как было, так и остаётся полнейшей профанацией
Подойдём ближе к нашей теме. Вспомним, как на прилавках автохимии выросли горы всякого рода "добавок" и "присадок", обещающих изношенный в хлам двигатель превратить в новый. Всякие "приблуды" к топливным системам, обещающие снижение разхода горючки на 20, 40, а то и на 70 процентов. Прямо аукцион какой-то типа "кто больше наобещает". Однако, обещания невероятных результатов сыпались из рекламы, словно от кандидатов в депутаты на предвыборных кампаниях. Опять смешно? Ну тогда опять прикинем, сколько денег на этом намыто. Вот и опять не смешно.
Теперь подойдём вплотную в нашей теме. Вывеску типа "Чистка форсунок" или "Промывка инжектора" можно увидеть буквально на каждом углу. Всевозможные средства рекламы навязывают нам эту процедуру, как неизбежную периодически необходимость, и страшат нас последствиями пренебрежения этой необходимостью. Так и оказывается, что большинство автовладельцев периодически заезжают на сервис или к частнику за этой "услугой".
Если заглянуть на канал "Youtube" и найти там видеоролик с названием "7 мифов о чистке инжектора", то мы увидим долгое расписывание прелестей и плюсов сего действа, а так же разоблачение тех, кто называет эту услугу лохотроном. Однако мало кто заметит, что эту "лекцию" читает нам тот же самый голос, который на всплывающих окнах новостных сайтов учит нас, как можно зарабатывать баснословные деньги, не отходя от домашнего компьютера. А любая попытка рассмотреть внимательно его советы открывает нам только вовлечение в очередную "финансовую пирамиду". И мало кто из упомянутых выше автовладельцев заметит, что его сосед по гаражу или напарник по работе ни на какую чистку не ездит годами, а то и десятилетиями. И ни каких проблем от этого не имеет. Тем более ни кто не заметит, что сами мастера, оказывающие эту "услугу" никогда не делают оную себе. Только не надо их спрашивать. Кто же вам признается-то?
Так давайте же рассмотрим эту неясность и разберём подробнее техническую сторону вопроса. После остановки двигателя под действием тепла в топливных магистралях, наполненных бензином, происходит эффект крэкинга, сопровождающийся выпадением осадка в виде отложений на стенках каналов. Однако, при последующем запуске поток свежего топлива благополучно разрушает их за считанные минуты. В случае длительной стоянки отложения имеют несколько более стойкий характер и самоочищение происходит хоть и несколько дольше, но также достаточно эффективно, и необходимость принудительной очистки крайне редка. Известны примеры двигателей, исправно работающих, пробежав 300 000 км и более без всяких чисток (последняя фраза служит ответом на очень распространённый вопрос типа "как часто надо проводить чистку?").
Но кроме топливных отложений есть ещё один фактор загрязнения. По мере срока службы двигателя вследствие эксплуатационного износа цилиндро-поршневой группы легкие фракции масла через систему вентиляции всё больше прорываются во впускной тракт, оставляя отложения на всей его поверхности, в том числе на соплах форсунок, а на впускных клапанах запекаются толстым слоем нагара, существенно уменьшающя их проходное сечение. При большом пробеге эти факторы приводят к значительным потерям мощностных характеристик. Увы, это вам не карбюратор, работа которого мало зависит от состояния двигателя. Тут и появляется желание как-нибудь очистить всё это дело. Конечно, в случае отремонтированной поршневой группы система благополучно очистит себя сама за несколько десятков километров. Но ремонт двигателя - занятие недешёвое, а человеческая алчность всегда стремится получить максимум из минимума (в идеале - бесконечность из нуля) и ищет менее затратные пути. В этой ситуации становится актуальной фраза из детской песенки: "На жадину не нужен нож, ему покажешь медный грош и делай с ним, что хошь". Именно эту фразу берут на вооружение любители заработать на чужой глупости. Не станем описывать эксперименты с добавлением в бензин всякого рода очистителей, коими изобилуют прилавки автохимии (где спрос, там и предложение). Последствия таких добавлений непредсказуемы, и очень велик шанс попасть в сервис на эвакуаторе. Тут сервисы и предлагаеют решение вопроса путем очистки с подключением к системе промывочного аппарата и запуском двигателя на специальной моющей жидкости, основанной на нефтяном сольвенте. Пошарив по просторам интернета и множеству автомобильной макулатуры (простите, литературы), можно найти невероятное число упоминаний о необходимости периодической очистки инжектора таким способом. Для сервисов польза этой процедуры неоспорима. Квалификации не нужно никакой (выполнение операции посильно дресированной обезьяне), вложения минимальны, а прибыль только успевай подсчитывать. Для работника автосервиса, работающего на посту промывки это возможность иметь очень достойную зарплату, вообще не включая мозги. Потому и попасть на это место можно только по большому блату.
А какова польза владельцу автомобиля? Рассмотрим внимательнее. Сольвент, являясь веществом очень агрессивным, довольно легко разрушает все виды отложений, и после выполнения чистки можно наблюдать ощутимый эффект резко "ожившей" машины. Кстати, такой же эффект даёт добавление в бензин масла для двухтактных двигателей, которое обладает хорошими моющими свойствами. Но этот факт ни в коем случае не служит поводом бежать в магазин за этим маслом и добавлять его в бак. Далеко не каждый двигатель потерпит такие эксперименты над собой. А вот, износ поршневой группы никакая очистка не устранит, и через тысячу-другую километров весь эффект сойдёт на нет, но произойдёт это очень плавно, а потому не так заметно. Стало быть, такая процедура даёт эфемерный эффект и целесообразна только в случае, когда преследуется цель скорее "впарить" машину. А вот у старого доброго "KE-Jetronic" такая промывка вызывает особые последствия. Эластичная мембрана дозатора под действием столь агрессивной среды быстро превращается в подобие использованного противозачаточного средства, а продукты её разрушения засоряют фильтры топливных каналов. Тут и начинаются проблемы. Многие владельцы машин с КЕ разумеется поспешат возразить словами типа:"Промываю каждые ... тысяч км, и проблем не случалось." Это абсолютно логично. Ведь тот, кто это заявляет, всегда сам же подтвердит, что никаких изменений в работе после промывки не чувствует, поскольку цель преследуется лишь профилактическая. Просто, во время таких "профилактических" промывок в аппарат под видом очищающей жидкости заливается... бензин. Ещё один типичный метод извлечения прибыли из ничего ( точнее сказать, из кармана клиента, верящего в сказки ).
Несколько обособленно стоит ультразвуковой метод очистки, основанный на эффекте кавитации, пагубное влияние которой на состояние высокоточных элементов системы известно многим. Тем же, кто спешит спросить, что такое кавитация и в чём её опасность, следует заглянуть сюда и сюда
Однако слово "ультразвук" действует на клиента более завораживающе. Исходя из этого правила маркетинга позволяют приподнять ценовую планку за очередную хитро навязанную "услугу".
P.S. Недавно ваш покорный слуга менял подшипник барабана у стиральной машины "Eleсtrolux", проработавшей 14 лет без добавления в воду всяких очистителей накипи. После вскрытия передо мной предстала картина: чистый барабан, чистый нагревательный элемент, ничего общего с теми "ужасами" что мы наблюдаем в рекламе "Калгона", который нам усиленно навязывали, как необходимое средство (в реалии необходимое для извлечения денег из кармана потребителя). А то, что этот Калгон вызывает коррозию нагревательного элемента и ускоряет износ резиновых уплотнителей, давно уже доказано практикой. Так что меньше ведитесь на рекламу, не заливайте всякую дрянь и пусть машина служит долго.
------------------------------------
|